Заказать услугу
Техподдержка
+7(499)579-8-000
Заказать звонок
+7(495)111-2-333

Памятка для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, организующих доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» посредством общедоступных Wi-Fi сетей.

 Итак, Вы решили организовать публичную Wi-Fi сеть для возможности доступа к сети «Интернет» клиентов и посетителей заведения. Данная памятка поможет разобраться, чем стоит руководствоваться, чтобы данная деятельность не повлекла нарушение действующего законодательства и, как следствие, привлечение к установленной законом ответственности.

Памятка состоит из трех блоков: в первом изложены требования, предъявляемые ко всем публичным Wi-Fi сетям; второй посвящён особенностям публичных Wi-Fi сетей, доступных для детей; в третьем рассмотрены дополнительные требования, которым должны соответствовать публичные Wi-Fi сети, организованные в образовательных учреждениях.

  1. Требования, которым должна соответствовать любая публичная Wi-Fi сеть

 

1.1. Наличие идентификации пользователя и его оборудования.

 

Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 № 758 «О внесении изменений в некоторые акты правительства российской федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» ввело обязательную идентификацию пользователей (ФИО) и их оборудования, подключаемого к Wi-Fi сети (MAC-адрес).

В настоящее время возможны следующие способы идентификация пользователя:

- По документу, удостоверяющему личность;

К таковым документам относятся:

а) паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - паспорт гражданина Российской Федерации);

б) паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе содержащий электронный носитель информации (далее - заграничный паспорт);

в) дипломатический паспорт;

г) служебный паспорт;

д) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации;

е) удостоверение личности моряка;

ж) разрешение на временное проживание, выдаваемое лицу без гражданства;

з) вид на жительство, выдаваемый лицу без гражданства;

и) удостоверение беженца;

к) проездной документ, выдаваемый лицу, признанному в порядке, установленном федеральным законом, на территории Российской Федерации беженцем.

- По номеру мобильного телефона (посредством СМС или звонка на указанный на открытой в Web-браузере странице идентификации номер);

- Через учетную запись на Едином портале госуслуг (www.gosuslugi.ru).

Следует отметить что, идентификация пользователя путем авторизации в социальных сетях действующим законодательством не предусмотрена, т.к. при регистрации в социальных сетях отсутствуют способы позволяющие однозначно идентифицировать (ФИО) пользователя.

Как правило, услуга по идентификации пользователя общедоступной Wi-Fi сети может предоставляться в рамках договора об оказании телематических услуг связи самим оператором связи. При отсутствии предоставления такого рода услуги оператором связи, услуга по идентификации предоставляются сторонними организациями.

Обращаем Ваше внимание на то, что отсутствие со стороны абонента процедуры идентификации пользователя в общедоступной Wi-Fi точке, является нарушением условий договора об оказании телематических услуг связи (доступу к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») и может привести к расторжению оператором связи договора об оказании услуг по доступу к сети «Интернет» из-за нарушения его положений, а именно прописанную в п.22.1 Правил оказания телематических услуг связи утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. № 575, обязанность абонента по предоставлению оператору связи юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем списка лиц, использующих его пользовательское (оконечное) оборудование (в данном случае списка лиц пользователей подключающихся к общедоступной Wi-Fi точке организованной абонентом).

 

1.2. Ограничение доступа к запрещенной информации

 

Такое ограничение должно осуществляться всеми операторами связи (интернет-провайдерами) в порядке, предусмотренном ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: после внесения такого интернет-ресурса в так называемый Единый реестр («Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»). Как правило, операторы связи автоматически выгружают сведения из Единого реестра и ограничивают доступ к ресурсам из Единого реестра в своей сети.

Таковой информацией является, включенная в Единый реестр на основании решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети "Интернет":

- материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

- информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

- информация о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

- информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;

- информация, нарушающая требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи;

2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Ограничение доступа к информации, которая внесена в Единый реестр осуществляется оператором связи (интернет-провайдером предоставляющим Вам услугу по доступу к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»). Способы ограничения доступа к запрещенной информации оператор связи выбирает самостоятельно, главное чтобы ограничение доступа было 100% эффективным.

Обращаем Ваше внимание на то что, определенные действия абонента по настройке оборудования общедоступной Wi-Fi точки (к примеру использование публичных DNS-серверов Google, прокси-серверов), могут привести к отсутствию ограничения доступа к информации, распространение которой на территории РФ запрещено. Ответственность за неограничение доступа к запрещенной информации предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что также может привести к расторжению договора об оказании услуг по доступу к сети «Интернет» и предъявления к Вам со стороны оператора связи исковых требований по возмещению причиненного ущерба.

 

2. Требования к публичным Wi-Fi сетям, организованных в местах, доступных для детей (лиц младше 18 лет)

 

Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к запрещенной информации относит, в частности, информацию, обосновывающую или оправдывающую допустимость насилия или жестокости; способную вызвать у детей желание употребить наркотические средства; отрицающую семейные ценности; содержащую нецензурную брань; носящую порнографический характер и т. д. (ст. 5 Федерального закона № 436-ФЗ).

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

- оправдывающая противоправное поведение;

- содержащая нецензурную брань;

- содержащая информацию порнографического характера;

- о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:

- представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

- вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

- представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

- содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

- кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

- ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

- не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, для детей, достигших возраста шести лет, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

- эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

- изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

- не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

- изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

- изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

- информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

- отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

- не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Обращаем Ваше внимание, что данная информация может не входить в Единый реестр и соответственно не «отфильтровываться» программно-техническими средствами оператора связи.

В данном случае Вам следует применять системы контента фильтрации (далее – СКФ) предлагаемые сторонними организациями.

Места, доступные для детей, – общественные места, доступ ребенка и нахождение ребенка в которых не запрещены в том числе общественные места, в которых ребенок имеет доступ к продукции средств массовой информации и (или) размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях информационной продукции (ч. 10 ст. 2 Федерального закона № 436-ФЗ).

 

В соответствии требованиями ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 436-ФЗ организация доступа к сети «Интернет» в местах, доступных для детей, возможна только при условии прим

 

енения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) разви

тию. Неприменение таких мер влечет административную ответственность для организатора публичного доступа (в контексте памятки в т.ч. для лица организовавшего публи

чную Wi-Fi точку) по ч. 2 ст. 6.17 КоАП РФ и наложение штрафа на ИП в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до пяти

десяти тысяч рублей.

 

В публичном доступе имеется множество методических материалов и рекомендаций организации указанной работы. Ключевые из них: Письмо Минобрнауки России от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет» (с мето

дическими рекомендациями Минобрнауки и рекомендациями Минкомсвязи); Приказ Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию». На основе данных документов Вы можете самостоятельно разработать и внедрить необходимые меры по защите детей от информации, причиняющей им вред.

Мы приведем основные, на наш взгляд, меры по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

2.1. Административные меры:

2.1.1. Назначение работника, ответственного за применение административных и организационных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, учитывающих специфику оборота информационной продукции, запрещенной для детей, и за проверку порядка их применения.

2.1.2. Осуществление внутреннего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, соответствием применяемых административных и организационных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, локальным актам, и предусматривающего:

2.1.2.1. Рассмотрение в течение десяти рабочих дней, обращений, жалоб или претензий о нарушениях законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, и направление мотивированного ответа о результатах рассмотрения таких обращений, жалоб или претензий;

2.1.2.2. Установление в течение десяти рабочих дней со дня получения обращений, жалоб или претензий о наличии доступа детей к информации, запрещенной для распространения среди детей, причин и условий возникновения такого доступа и принятие мер по их устранению.

2.2. Организационные меры:

2.2.1. Размещение на стендах в местах, доступных для детей, а также доведение иным доступным способом до третьих лиц сведений об изданных локальных актах в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

2.3. Технические и программно-аппаратные средства:

2.3.1. Средства ограничения доступа к запрещенной для распространения среди детей информации, размещенной на сайтах в сети Интернет (в частности, применение средств контентной фильтрации).

2.3.2. Дополнительным плюсом будет подтверждение достижения 18 лет пользователем при прохождении идентификации.

3. Требования к публичным Wi-Fi сетям, организованным в образовательных учреждениях

3.1. Wi-Fi сеть на территории образовательного учреждения без доступа детей. Необходимо соблюдение общеобязательных требований, а также применение дополнительных мер к ограничению доступа к информации, не соответствующей образовательным целям. Перечень видов такой информации приведен в Приложении № 1, составленном на основании Методических рекомендаций Минобрнауки, содержащихся в Письме Минобрнауки России от 28.04.2014 № ДЛ-115/03.

3.2. Wi-Fi сеть на территории образовательного учреждения с доступом детей.

В таких Wi-Fi сетях обязательно соблюдение всех вышеперечисленных требований: общеобязательных; требований к Wi-Fi сетям в местах, доступных для детей; а также требований, предъявляемых к Wi-Fi сетям в образовательных учреждениях без доступа детей. Необходимо применение СКФ.

Рекомендуется проводить дополнительные административно-организационные меры. Например, проведение образовательных и консультационных мероприятий с родителями обучающихся с целью объяснения правил, рисков предоставления детям средств связи с выходом в сеть Интернет, в частности при посещении образовательного учреждения; внесение отдельного положения в договор об оказании образовательных услуг, предусматривающего запрет использования личных средств связи с выходом в сеть Интернет или согласие родителей о снятии ответственности с руководителя образовательной организации в случае предоставления своему ребёнку данного устройства при посещении образовательного учреждения. Также рекомендуется проводить мониторинг выполнения организационно-административных мероприятий, оказание организационной и методической поддержки работникам образовательной организации, в том числе путём их направления на повышение квалификации по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, распространяемой посредством сети Интернет.

Для соблюдения всех вышеперечисленных требований законодательства рекомендуем Вам обратиться к оператору связи (интернет-провайдеру, предоставляющему Вам услугу по доступу к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») или любому другому поставщику готовых решений для публичных сетей Wi-Fi.

 

Canmos

Яндекс.Метрика
Подключение
+7(495)111-2-333
Техподержка
+7(499)579-8-000
Круглосуточно
Написать или оставить сообщение директору +7(495)201-00-00 доп.410

© Телекоммуникационная компания OOO "ВЕРСИЯ". С 2002 года успешной работы в IT-сфере. Адрес офиса 107031, г.Москва, Малый Кисельный пер., д.1/9.